В рамках деятельности РИП разработан проект Программы для педагогов по стрессменеджменту включающий:
- методики для диагностики педагогов по совладанию со стрессом, способам решения критических ситуаций и цикл обучающих семинаров для педагогов.
Темы семинаров посвящены:
- телесным практикам;
- дыхательным практикам;
- когнитивным практикам;
- коммуникативным практикам;
- контейнированию.
Цель программы: повышение ресурсов стрессоустойчивости у педагогов и овладение стратегиями оказания допсихологической помощи детям и их родителям
- В марте-июне 2023 года на базе детского сада №114 прошёл цикл обучающих семинаров для педагогов по развитию ресурсов стрессоустойчивости.
Цель семинаров – овладение педагогами техниками саморегуляции и оказания допсихологической помощи детям и взрослым в кризисных ситуациях.
Ведущая семинаров Лабутина Татьяна Анатольевна, педагог-психолог МУ Центр психолого-педагогической, медико-социальной помощи «Стимул».
Информационно-методические материалы обучающих семинаров будут использованы при подготовке итоговых материалов РИП.
- 31 марта прошёл семинар-практикум по обучению коммуникативным практикам для детей и взрослых (30 участников).
Задачи семинара:
- повышение психологической компетентности педагогов;
- усвоение методов эффективной коммуникации с детьми и родителями, формированию навыков рефлексии (игры и упражнения).
- 13 апреля состоялся семинар-практикум «Использование телесно-ориентированных игр и упражнений как эффективная здоровьесберегающая технология образовательного пространства» (30 участников).
Задачи семинара:
- повышение психологической компетентности педагогов;
- проработка и снятие мышечных напряжений (выполнение упражнений, позволяющих прочувствовать свое тело, осознать степень его напряжения).
- усвоение простых приемов телесно-ориентированной терапии, для работы с детьми (игры, упражнения).
- 12 мая состоялся семинар-практикум «Дыхательные игры и упражнения как эффективное средство в профилактике и коррекции здоровья детей и взрослых» (28 участников).
Задачи семинара:
- повышение психологической компетентности педагогов;
- изучение методов саморегуляции. Освоение дыхательных техник (игры, упражнения).
- 23 мая прошёл семинар-практикум «Когнитивные техники в работе с тревогой, страхами и травмами» (30 участников);
Задачи семинара:
- осознание и принятие негативных эмоций;
- анализ собственных источников негативных переживаний, выявление -ресурсов, направлений роста;
- формирование позитивных мыслей;
- обучение педагогов навыкам оптимального реагирования на проблемы детей.
- 15 июня – состоялся семинар-практикум «Контейнирование чувств и эмоций у взрослых и детей» (30 участников).
Задачи семинара:
- развивать навыки анализирования и изменения своего эмоционального состояния;
- показать возможности анализа сложных, противоречивых, дискомфортных эмоциональных состояний как средства самопознания, личностного роста и достижения эмоционального равновесия;
- дать педагогам практические упражнения на восполнение эмоционального ресурса для взрослого, детей и родителей, которые они могли бы использовать в повседневной жизни с детьми;
- владеть техниками, которые помогут познать себя. Через понимание успешно решить проблемы.
- 27 сентября 2023 года педагогом-психологом детского сада проведён психологический квест для педагогов "Гуси-лебеди"
Цель: Сохранение и укрепление психологического здоровья педагогов
Цикл мероприятий направлен на:
- формирование компетентности педагогов в вопросах эффективной коммуникации;
- формирование умения эффективного использование разных средств в ситуациях педагогического общения;
- формирование умения находить собственные ресурсы и умелое их использование для общения в педагогическом коллективе;
- проведение анализа собственных источников негативных переживаний;
- создание новой когнитивной модели жизнестойкости;
- формирование психологической компетентности педагогов в применении новой здоровосберегающей технологии для сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья воспитанников;
- формирование умения в применении техник и упражнений в телесно-ориентированной терапии для взрослых и детей;
- формирование компетентности в вопросах развития и значимости в формировании основ здорового образа жизни, в том числе и дыхания.
По завершению каждого мероприятия проводилась рефлексия обучающихся.
Разработан диагностический инструментарий (критерии и показатели) сформированности компетентностей педагогов, проведена диагностика компетентностей по применению техник в деятельности.
В результате проведения цикла семинаров – практикумов у педагогов ДОУ были сформированы следующие знания и умения:
-
· повышена компетентность педагогов в вопросах эффективной коммуникации – 100%;
-
· расширен диапазон собственных коммуникативных ресурсов для взаимодействия с детьми, родителями и коллегами – 100%;
-
· освоены дыхательные техники, способствующие нормализации психоэмоционального состояния для детей и взрослых – 100%;
-
· освоены телесно – ориентированные техники для взрослых, способствующие нормализации психоэмоционального состояния для детей и взрослых – 100%;
-
· освоены когнитивные техники в работе с тревогой, страхами и травмой – 100%;
-
· расширены знания педагогов и родителей в вопросах регуляции эмоционального состояния взрослых и детей - 100%;
-
· сформированы умения педагогов через овладение практическими упражнениями восполнять свой и детский эмоциональный ресурс для личностного роста и достижения эмоционального равновесия – 64%.
- Еженедельно проходят заседания рабочей группы по разработке комплекта дидактических пособий «В помощь родителям», «В помощь педагогам»
В рамках совещания были рассмотрены вопросы, связанные с реализацией инновационного проекта «Детский сад – ресурсное воспитательно-образовательное пространство в ситуации проживания длительного социального кризиса»: выполнение плана-графика проведения мероприятий, предоставление отчетных материалов о деятельности РИП за III квартал на сайте организации в разделе «Инновационная деятельность».
Обсуждалась:
· структура модели развивающей предметно-пространственной среды;
· цели, задачи, структура и содержание программы по повышению стрессоустойчивости педагогов и мониторинг эффективности ее реализации;
· структура итогового продукта РИП;
· перспективы реализации проекта.
В собеседовании приняли участие Елена Станиславовна Боярова, старший преподаватель Центра сопровождения воспитательного процесса, куратор РИП, Ольга Николаевна Наумова, старший методист Центра развития инновационной инфраструктуры и специалисты МДОУ № 114 г. Рыбинска старший воспитатель Виктория Вячеславовна Кураева и педагог-психолог Татьяна Борисовна Иванова.
Заботиться полноценно о детях может только психологически здоровый взрослый. В группе рассказывается о том, как это можно делать с помощью волшебного цветка потенциалов. Каждый лепесток обозначает ресурс, где можно черпать здоровье. Их семь:
- потенциал разума;
- потенциал воли;
- потенциал чувств;
- потенциал тела;
- общественный потенциал;
- креативный потенциал;
- духовный потенциал.
Пользуясь материалами группы можно расширить возможности заботы о своём здоровье, здоровье своих детей и семьи в целом. «ЦВЕТОК ПОТЕНЦИАЛОВ» https://vk.com/club223850853
В обсуждении приняли участие: консультант министерства образования Ярославской области Соколова Ирина Юрьевна; специалисты ГАУ ДПО ЯО ИРО: Смирнова Алевтина Николаевна, проректор; Боярова Елена Станиславовна, старший преподаватель центра сопровождения воспитательной работы, куратор РИП; Наумова Ольга Николаевна, старший методист центра образовательного менеджмента. Итоги работы площадки представляли руководители региональной инновационной площадки Карасева Юлия Викторовна, заведующая, Кураева Виктория Вячеславовна, старший воспитатель.
В ходе очной встречи участники обсудили полученные результаты реализации инновационных проекта в соответствии с поставленными задачами, а также определили перспективы развития проекта на 2024 год.
В ходе конструктивного диалога и совместного обсуждения была определена структура итогового продукта и содержательное наполнение разделов. Эксперт обратил особое внимание на необходимость соответствия разрабатываемого продукта актуальной нормативной базе и направлению инновационной деятельности, в рамках которого разработан и реализуется инновационный проект.
- В 1 квартале 2024 года приобретены элементы развивающей предметно-пространственной среды для создания образовательного пространства «Тёплой гостиной»:
- игры и игровое оборудование (глюкофон, Шум Ручья Спираль – музыкальные инструменты, способствующие расслаблению, гармонизации психоэмоционального напряжения, мягкий игровой коврик, тактильные дорожки);
- специальное оборудование для снятия психоэмоционального напряжения (мягкий кубик с пучком фибероптических волокон, фибероптический модуль Тучка, бескаркасное кресло-мешок груша – 10шт.);
- технические средства обучения (интерактивная панель, проектор)
Оформлена рабочая зона образовательного пространства «Тёплой гостиной»
21 марта 2024 года руководитель и педагоги дошкольного учреждения №114 приняли участие в XXIII муниципальной конференции "Реализация национальных проектов в сфере образования: слагаемые продуктивного взаимодействия семьи, школы и общества", на которой представили опыт работы детского сада по теме: «Как образовательная организация может обеспечить психологическую безопасность в современных условиях» на сессии «Межведомственное взаимодействие в психолого-педагогическом сопровождении семей», провели мастер-классы по гармонизации психоэмоционального напряжения ребёнка и взрослого.
В работе конференции приняли участие педагоги из Рыбинска и Рыбинского района, Ярославля, Углича, Тутаева, Мышкина, Пошехонье.
Конференция стала интересным, ярким, запоминающимся событием и полезным ресурсом научно-методической поддержки и развития профессиональных компетенций педагогов. https://vk.com/public219817217?w=wall-219817217_134
По итогам научно-практической конференции «Тенденции развития образования: педагог - образовательная организация - общество» опубликован сборник материалов, в котором представлена статья по теме: «Опыт оказания допсихологической помощи детям дошкольного возраста и взрослым в ситуации проживания стресса» (Авторы статьи: Боярова Елена Станиславовна, старший преподаватель центра сопровождения воспитательной работы, куратор РИП; Карасева Юлия Викторовна, заведующий детским садом №114, Иванова Татьяна Борисовна, педагог-психолог детского сада №114)
https://gmc.ivedu.ru/storage/app/media/Vam budet interesno/Magistral%27nye sobytiya/SBORNIK Konferenciya 2024.pdf
-
13 июня 2024 года в детском саду №114 состоялась Мастерская психологического здоровья.
Педагоги делились опытом преодоления стрессовых ситуаций с помощью различных ресурсов: эмоциональных, телесных, духовных, интеллектуальных, ресурсов творчества.
-
20 июня 2024г. На базе детского сада №114 состоялся Региональный семинар «Детский сад – ресурсное воспитательно-образовательное пространство в ситуации проживания длительного социального кризиса».
Творческая группа детского сада представила результаты работы по обеспечению условий для сохранения и укрепления психологического здоровья. Особый акцент сделан на формировании, начиная с дошкольного возраста универсальной жизненной компетенции – стрессоустойчивость.
Управление стрессом становится всё более актуальным на современном этапе развития общества. Именно этому посвящена инновационная деятельность детского сада, результатами которой детский сад будет делиться со своими коллегами.