Вас приветствует, учитель – дефектолог.
· Кто же такой дефектолог? И что входит в мои обязанности?
Дефектолог - это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья .
«Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» - что подразумевает этот статус?
Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).
Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
Понятие «ограниченные возможности здоровья»
К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.
Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.
Цель работы учителя-дефектолога - предоставление своевременной специализированной помощи детям с ОВЗ, которые испытывают трудности в усвоении образовательной программы.
Разница между логопедом и дефектологом в том, что логопед занимается развитием речи, а дефектолог развитием интеллекта.
На консультации учитель-дефектолог осматривает ребенка, путем диагностики выявляет имеющиеся нарушения, проводя беседы с родителями, выясняет обстоятельства, при которых возникло и развивалось заболевание, при необходимости назначает дополнительные обследования и анализирует их результаты. Все это позволяет точно определить характер отклонения и выбрать направление для целенаправленной работы по коррекции.
После проведения первичного обследования детей, родители получают ответы на интересующие их вопросы по организации коррекционной помощи ребенку.
Задачи учителя-дефектолога:
1. Проводит подробное обследование особенностей развития каждого ребенка, определяет его способности к обучению, организует работу, направленную на максимальную компенсацию и коррекцию недостатков развития детей;
2. Повышает познавательную активность и развивает основные психические процессы у детей (восприятие, внимание, память, мышление и др.);
3. Развивает коммуникативную деятельность детей.
Каждое занятие, которое проводит учитель-дефектолог в детском саду, представляет собой целый комплекс познавательной деятельности, моторики, речи, музыки, а также различных видов гимнастики.
На занятиях дефектолог использует игрушки, картины, книги, музыкальные инструменты и много разнообразного дидактического подсобного материала. Дефектолог в детском саду регулярно проводит подгрупповые и индивидуальные занятия.
При поступлении детей в ДОУ я, прежде всего, знакомлюсь с заключением ПМПК, медицинскими картами, т.к. изучение медицинской документации является важным методом диагностики, и это помогает понять причины и характер интеллектуальной недостаточности; с педагогической характеристикой (если ребенок из другого детского сада). Затем проводится стартовое психолого-педагогическое обследование детей.
Таким образом, главная задача дефектолога - определить индивидуальный маршрут развития, воспитания и обучения ребёнка, оказать консультативную поддержку родителям. А в дальнейшем подготовить ребёнка к обучению в школе.
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
Для педагогов:
Для родителей:
Для детей: