Муниципальное образовательное событие «Инновационный каскад» проводится с целью создания условий для развития и обеспечения открытости инновационных процессов в муниципальной системе образования городского округа город Рыбинск через обобщение, трансляцию инновационного опыта, предъявление новых проектов и продуктов инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогов.
Цикл Инновационного каскада:
- Муниципальная Ярмарка инновационных продуктов,
- Мастерская инновационного опыта,
- Банк инновационных идей.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №114 представляет:
Программу психолого - педагогического сопровождения участников образовательных отношений в период адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «ДОБРОЕ УТРЕЧКО»
Форма для размещения на сайте ОУ информации об инновационном продукте и результатах инновационной деятельности
1. Тема (наименование инновационного продукта).
Программа психолого - педагогического сопровождения участников образовательных отношений в период адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «ДОБРОЕ УТРЕЧКО».
2. Образовательная организация (полное наименование, адрес, телефон, факс, E-mail, руководитель).
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №114
Адрес: Российская Федерация, Ярославская обл., г. Рыбинск, Рабкоровская ул., д.45
Телефон: 8(4855)265519;
e-mail: dou114@rybadm.ru;
Сайт: dou114.rybadm.ru
Заведующий: Карасева Юлия Викторовна
3. Инновационный статус. Тема инновационной деятельности.
Региональная инновационная площадка по теме «Создание Центра психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей от 0 до 3 лет на базе дошкольной образовательной организации»
4. Авторский коллектив: ФИО, занимаемая должность, контактный телефон.
Кураева Виктория Вячеславовна, старший воспитатель, 8-960-542-08-05
Иванова Татьяна Борисовна, педагог – психолог, 8-905-133-60-90
5. Направление, на которое претендует заявитель. Характеристика инновационного продукта (кратко)
Модернизация содержания и технологий образования для достижения результатов ФГОС (практики формирования функциональной грамотности обучающихся (финансовой, информационной, правовой, 4 здоровьесберегающей и пр.); реализации концепций модернизации преподавания учебных предметов; использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, образовательных программ в сетевой форме; мониторинга динамики изменений качества освоения обучающимися образовательных программ и т.п.)
6. Тема, актуальность.
Появление данной программы – результат наблюдения за родителями в период адаптации детей к детскому саду. В этот период не только дети испытывают сильный стресс, обусловленный отделением от родителей, кардинальной сменой образа жизни. Очень сильные переживания испытывает большая часть родителей. Как правило, это страхи за благополучие и безопасность ребёнка в детском саду, часто присутствует недоверие к педагогам, иногда даже ревность к ним. Особенно подвержены таким чувствам мамы малышей. Женщинам в этот период очень тяжело сдержать слёзы при передаче утром ребёнка воспитателям, «оторвать» его от себя. Как следствие, долгие мучительные расставания, истерики, громкий детский плач, расстроенная, напуганная мама. Действительно, связь мамы и ребёнка 1,5-2-х лет ещё очень тесная, они сильно привязаны друг к другу и для обоих начало сепарации достаточно сильный стресс. Поэтому, чтобы помочь малышу привыкнуть к детскому саду необходимо сначала помочь его родителям принять эту ситуацию как, естественную в развитии ребёнка, поддержать их психологически и направить родительскую энергию в созидательное русло.
Основная идея программы - используя мощный родительский ресурс, через психологическое сопровождение родителей, установления с ними конструктивных доверительных отношений, создание максимальной открытости и прозрачности образовательного процесса, активного включения их в жизнь учреждения, помочь детям преодолеть адаптационный стресс.
В Программе в первую сделан акцент на необходимости построения открытых, надёжных взаимоотношений с родителями, как фундаменте эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.
Цель Программы: обеспечение благоприятных здоровьесберегающих условий для всех участников образовательного процесса, способствующих успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада.
7. Форма продукта.
Программа
8. Целевые группы (для кого продукт).
- Родители детей раннего возраста
- дети раннего возраста
- педагоги, работающие с детьми раннего возраста
9. Содержание, структура.
I. Пояснительная записка
II. Содержание Программы
1. Подготовительный этап
2. Основной этап:
2.1. Работа с родителями
2.2. Работа с детьми
2.3. Работа с педагогами
3. Заключительный этап
III. Календарный план
IV. Показатели эффективности реализации программы
Теоретический обзор
Литература
Интернет-ресурсы
10. Научная новизна и практическая значимость.
Вопросу адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада в дошкольной педагогике и психологии уделено достаточное внимание. Существуют Карты наблюдения за детьми в этот период, программы занятий педагога-психолога с детьми, разработки совместных занятий с родителями и т. д. Все они в большей степени касаются работе непосредственно с детьми. Предлагаемая Программа рассчитана на сопровождение всех участников образовательного процесса: детей от 1,5 до 2,5 лет, родителей, педагогов.
Программа «Доброе утречко» разработана с учётом основных задач развития детей раннего возраста. Полноценное гармоничное развитие ребёнка возможно только при наличии позитивных эмоциональных отношений со значимыми взрослыми. По словам Дж. Боулби, «эмоциональные отношения с матерью являются необходимым условием душевного здоровья и правильного развития в первые два с половиной года. Только в сотрудничестве с взрослым малыш будет успешно продвигаться по пути развития. Чтобы помочь малышу, взрослые должны быть сами психологически здоровы и грамотны. Поэтому в Программе особое место отведено обучению родителей и педагогов способам регуляции собственного эмоционального состояния в период адаптации детей к детскому саду.
При написании Программы, мы опирались на научные труды и разработки Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Я.З., ДЖ. Боулби, Г. Ньюфолда, Л.В. Петрановской Неверович, А.П. Усовой, Е.А. Флёриной, Т.А. Марковой и др.)
11. Научный руководитель, партнёры (при наличии).
Инна Григорьевна Назарова, заведующий кафедрой общей педагогики и психологии ГОАУ ЯО ИРО.
Боярова Елена Станиславовна, старший преподаватель кафедры общей педагогики и психологии ГОАУ ЯО ИРО.
12. Результаты, полученные в процессе внедрения инновационного продукта в образовательную практику.
За два года плодотворной командной работы, мы достигли поставленных целей и задач:
В отношении главных субъектов нашей инновационной деятельности – детей раннего возраста, мы достигли следующих результатов:
1. Отсутствие детей с тяжёлой степенью адаптации.
2. Эмоционально-положительное отношение детей к детскому саду.
В отношении РОДИТЕЛЕЙ:
1. Установлены конструктивные, деловые отношения «родитель-педагог»
2. Эмоционально-положительное отношение родителей к детскому саду, желание участвовать в жизни учреждения.
3. Повышение компетентности родителей по вопросам развития, обучения и воспитания детей раннего возраста.
В отношении ПЕДАГОГОВ:
1. Повышение профессиональной компетентности в работе с родителями, а также по вопросам психолого-медико-педагогического сопровождения детей и профилактики факторов дезадаптации.
2. Отсутствие или успешно разрешённые случаи конфликтов между родителями и педагогами.
13. Условия и возможные риски внедрения инновационного продукта.
Все мероприятия в рамках Программы планировались для проведения в очном режиме. Риск по реализации Программы возник при работе учреждения в период самоизоляции. Он был устранён успешным переводом части мероприятий просветительского характера для родителей в дистанционный режим.
14. Документы (не менее двух), подтверждающие факт успешного использования продукта в образовательном процессе.